Более 500 человек работали над реставрацией Воскресенского собора в Арзамасе
Фото: Глеб Пушменков, Нижегородская митрополия
В арзамасском Воскресенском кафедральном соборе завершились масштабные реставрационные работы, которые проводились в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». Уже 30 июля планируется Великое освящение главного престола храма.
Накануне этого события главные действующие лица проведённой реконструкции – мастера-реставраторы — рассказали журналистам о том, с какими вызовами им пришлось столкнуться.
Собор Воскресения Христова был построен в первой половине XIX века по проекту архитектора, уроженца Арзамаса Михаила Коринфского в стиле позднего классицизма. Храм возводили в течение 28 лет – с 1814 по 1842 годы — целиком на народные деньги в благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года — как памятник героизму русских воинов.
Реконструкция собора стартовала в середине 2021 года и была разделена на два этапа. Так, первоначально были капитально отремонтированы купола – стропильные конструкции, кровли и покрытие, утеплены чердачные пространства, полностью обновлены медные водосточные трубы.
Пять маковок собора увенчали дубовые кресты, которые покрыли медью, а поверх неё – сусальным золотом.
На втором этапе работ проводились реставрация фасадов, исторического деревянного пола, оснований колонн и лепного декора, икон и иконостасов, а также роспись фронтонов и стен. Данные работы проводила Ярославская художественная мастерская «Реставратор».
Как рассказал директор мастерской Денис Полещук, в общей сложности на реставрационных работах в соборе было занято более 500 человек со всей центральной России — специалисты из Москвы, Тулы, Владимира, Ярославля, Нижнего Новгорода и Арзамаса.
«Конечно, они находились в храме не одномоментно, одни виды работ сменяли другие или велись параллельно. Здесь трудились кровельщики, каменщики, штукатуры-маляры, лепщики, резчики, художники-реставраторы, искусствоведы… Нужно сказать, что с таким объёмом работ наша организация столкнулась впервые», — подчеркнул руководитель ЯХМ.
Стоит отметить, что роспись фронтонов храма выполнена маслом. Искусствоведы полагают, что её автором является известный живописец Александр Ступин, который открыл в Арзамасе первую в стране частную художественную школу.
А вот монументальная живопись на стенах собора выполнена учениками Ступинской школы. Она занимает порядка 7 тысяч кв. м — и при работе с ней мастера постарались воссоздать роспись так, как её выполнили авторы.
Как рассказала замдиректора по научной работе ЯХМ «Реставратор» Татьяна Васильева, настенные росписи в храме выполнены в технике «гризайль», но арзамасские иконописцы усовершенствовали её. Вся живопись выполнена так называемым клеевым методом, а некоторые работы — в масляной технике: например росписи сводов куполов.
Специалисты также провели кропотливую работу и по реставрации иконостасов: орнамент резьбы сложный, ажурный, некоторые детали выполнены в несколько слоёв — и для выполнения некоторых элементов мастерам пришлось осваивать техники, с которыми они ранее не были знакомы.
Татьяна Васильева отметила, что специалистам пришлось выполнить колоссальную работу за достаточно короткий срок — но они справились с ней на высоком профессиональном уровне.
Напомним, что уникальный иконостас XVIII века отреставрировали в Вознесенском храме под Арзамасом. Изначально он находился в первом каменном Воскресенском соборе Арзамаса, построенном в 1742 году. Когда в 1814 году началось строительство нового собора, иконостас был перевезён в Степаново.
Источник: www.niann.ru